Мультимодальный транскаспийский. Руководство казахстанских портов работает над увеличением грузопотока через морские ворота республики.

Казахстан возрождает свою роль экономического моста между континентами. При этом Каспийское море становится территорией активного экономического сотрудничества, а порты Актау и Курык – важным звеном возрож­даемого Великого шелкового пути из Китая в Европу.

Морской порт Актау – ровесник областного центра Мангистауской области, ему 55 лет. С обретением Казахстаном независимости бывший морской причал получил статус международного порта. В начале двухтысячных здесь была проведена капитальная модернизация с привлечением займа Европейского банка реконструкции и развития. Реконструированы четвертый и пятый причалы порта.

В целях расширения его потенциала 2 года назад на условиях государственно-частного парт­нерства возведен Актауский морской северный терминал мощностью до 1,5 млн тонн грузов в год. Построен зерновой терминал, а также терминал для перевалки генеральных грузов. Введение в эксплуатацию дополнительного терминала позволило увеличить мощности порта Актау в 2 раза.

Ранее одним из главных маршрутов транспортировки казахстанской нефти в порты России и Азербайджана, а также Ирана был порт Актау. В связи с открытием трубопроводных маршрутов большая часть нефти «ушла в трубы», что является более выгодным для нефтяников. Если 10 лет назад объем перевалки «черного золота» через порт Актау ежегодно составлял 12 млн тонн, то в прошлом году здесь перевалили 1 млн 400 тыс. тонн, в текущем году планируется перевалка 2 млн 100 тыс. тонн. Поскольку объемы транспортировки значительно сократились, перед руководством порта встала задача по диверсификации грузопотока.

Для увеличения оборота грузов через морские ворота страны порт Актау выступил учредителем и постоянным участником Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), в качестве акционеров сюда же вошли железнодорожные и портовые организации Азербайджана, Грузии, Турции. Интерес к ассоциации проявляют Украина и Румыния, а также ряд морских торговых компаний, заинтересованных в развитии маршрута перевозки грузов из Китая в Европу и обратно.

– Регулярно проводятся заседания, на которых решаются воп­росы, позволяющие увеличить грузооборот, – говорит президент АО «Национальная компания «Актауский международный морской торговый порт» Абай Турикпенбаев. – Работа специалистов в рамках ТМТМ позволяет упрощать транспортировку грузов, что называется, «от двери до двери». Будем откровенны, мультимодальный маршрут грузоперевозок из Китая – через Казахстан до порта, в Азербайджан, Грузию, Турцию и далее в Европу – непростой. Сейчас важно обеспечить прохождение по нему грузов за минимально короткий промежуток времени, поскольку их доставка из Китая в Европу через океан и проливы в 2 раза дешевле, чем через Каспий. Нам следует сделать упор именно на скорость доставки. И если через океан транспортировка грузов занимает примерно 45 суток, то наша задача обеспечить доставку за 17 суток до Турции и далее в Европу. Сейчас грузы в этом нап­равлении идут, но не в желаемом объеме. В целом мы планируем привлечь до 10% грузоперевозок, которые сейчас идут через океан. Мощность портов Мангистауской области это позволяет.

Кроме грузового сообщения с Ираном и главным направлением – Азербайджаном – в порт Актау заходят грузы, проходящие через Волго-Донской канал, который в зимнее время закрывается.

Очень важна, по мнению Абая Ногаевича, цифровизация процессов для снятия нетарифных барьеров. Важно, чтобы клиент мог отслеживать груз на любом из участков пути, стадию его обработки. Для крупных клиентов из КНР, на которых сегодня делается большая ставка, данный маршрут новый и неопробованный.

Как отмечает Абай Турикпенбаев, маршрут в большей степени подходит для дорогостоящих товаров, грузоперевозка которых, к слову, требует страхования и гарантий безопасности. Чтобы клиент был уверен в соответствии оказываемых портом услуг международным стандартам, компания DP World – солидный оператор портов с именем и репутацией – была привлечена для консультаций, а также доведения качества работы порта Актау до мировых критериев. Внедрение в порту в 2015 году сервиса по принципу «одного окна» позволило, не меняя портовой инфраструктуры, а лишь видоизменив систему, увеличить пропускной потенциал паромного причала в 3 раза.

Абай Турикпенбаев также указывает на важность контейнеризации перевозок, которая поз­волит включить порт Актау в общемировой порядок логистических поставок. Территории порта в 80 тыс. кв. м открытых складских площадок, как уверен Абай Турикпенбаев, достаточно даже при увеличении максимального грузопотока, поскольку ключевое значение в работе современного порта имеет не столько увеличение погрузо-разгрузочных площадей, сколько скорость всех портовых операций. Важно работать над тем, чтобы участники маршрута, такие как КТЖ и таможенные органы всех стран-участниц, для ускорения транспортировки грузов из Китая в Европу совершенствовали процессы их оформления путем цифрового обмена информацией.

Плановый объем перевалки грузов в порту Актау на 2018 год составляет 3 млн 300 тыс. тонн, за 10 месяцев перевалено 2 млн 954 тыс. тонн, из этого объема нефть составила 1 млн 761 тыс. тонн. Почти 200 тыс. тонн приходится на долю цемента, еще 170 тыс. тонн – на металл. На сегодня перевалка металла сокращена из-за санкций, наложенных на Иран. В данном направлении транспортируются лишь зерновые культуры – пшеница и ячмень. За 10 месяцев в Иран было отправлено 616 тыс. тонн зерна при годовом плане 325 тыс. тонн.

Синергия проектов по гос­программе «Нұрлы жол» в прикаспийском регионе позволила сформировать сопутствующую технологическую инфраструктуру с портом Курык. Построе­на железнодорожная линия Боржакты – Ерсай, подведены пути к акватории порта. Казахстан создает инфраструктурные условия, интегрировал планы развития с бакинским портом Алят. В прошлом году дан старт эксплуа­тации железнодорожного коридора Баку – Тбилиси – Карс, также являющегося ключевым звеном в логистической цепи коридора, открывающего доступ к Турции и странам Южной Европы с выходом к Средиземному морю.

– Ведутся работы над тем, чтобы увеличить количество транзитных грузов, – говорит замес­титель генерального директора порта Курык Талгат Оспанов. – Комплексные меры, принимаемые в рамках программы «Нұрлы жол», а именно возведение дороги Боржакты – Ерсай, Жезказган – Бейнеу, сократят время транспортировки грузов до порта.

В 2015 году здесь началось строительство железнодорожной составляющей, а в декабре 2016 года введен в эксплуатацию первый пусковой причал, в марте начата коммерческая эксплуатация порта. В августе все объекты были достроены. Мощность порта составляет 6 млн тонн в год, 4 млн тонн из которых могут проходить через железнодорожные причалы и 2 млн тонн – через автомобильные. Планируется, что на проектную мощность порт выйдет в ближайшие годы.

В основном через порт Курык транспортируются зерновые, особенно в сезон урожая пшеницы. Сейчас к транспортировке готовятся бензол и параксилол, которые производятся в регионе и готовятся на экспорт. Также через порт экспортируются баритовые концентраты из Карагандинской области. Кроме этого, через порт отправляется продукция, производимая заводом «КазАзот». Если говорить об импорте, то из Грузии в Казахстан поставляются окорочка, соки и вина, из Азербайджана – фрукты, овощи и сахар, из Украины – мебель и молочная продукция. Из Китая транзитом проходит текстиль, бытовая техника, металлоконструкции. Новый вид грузоперевозок появился в октябре: через порт Курык проходили фуры с мебелью, текстилем и оргтехникой в Таджикистан из ОАЭ и Турции. Увеличилась транспортировка грузов контейнерами через железнодорожные паромы благодаря открытию нового маршрута Баку – Тбилиси – Карс. Например, в турецком направлении уходит казахстанская пшеница и чечевица в контейнерах. С начала года через порт транспортировано 682 контейнера.

С начала эксплуатации через порт Курык перевалено 2 млн 870 тыс. тонн грузов. В 2017 году количество грузов составило около 1,5 млн тонн, в текущем году – 1 млн 380 тыс. тонн. В прошлом году было обработано 320 судов, в нынешнем – 436, до конца года планируется довести это число до 500.

Пока порт Курык сотрудничает только с азербайджанским портом Алят. В планах – расширить паромное сообщение с Туркменистаном и Ираном.

– Молодой порт Курык был пост­роен с учетом международных стандартов. Возведено современное здание зоны таможенного оформления, в котором располагаются все службы: весовой контроль, таможня, ветеринарная и санитарная службы, отделение АО «Казпочта» и другие. В этом здании по принципу «одного окна» клиенты получают услуги, – пояснил Талгат Оспанов.

Комплекс Курык включает 4 причала. Одновременно здесь могут обработать 4 парома, в сутки – 8 паромов. В перспективе между пирсами появится универсальный причал для габаритных сухогрузов, будет организована крановая работа, которой пока нет – порт обрабатывает только грузы «на колесах».

Большие надежды портовики Курыка возлагают на ТМТМ. Будучи его ассоциированными членами, они принимают активное участие в маркетинге для расширения возможностей порта. На сегодня штат порта Курык составляет 146 человек, 45 из них – выходцы из села, в честь которого назван порт.

https://www.kazpravda.kz/news/nurli-zhol/multimodalnii-transkaspiiskii